Стройком
бани дома коттеджи
8(495)969-02-98

Коммерческое предложение

Умели строить

Поверите вы или нет, а построение дома на Руси было настоящим действом. Готовились к нему заранее, дом строили, что называется «всей деревней».
Первым делом отправлялись в лес и присматривали подходящие деревья.

Основным строительным материалом тогда служила сосна, потому на её стволах и делали специальные зарубки; освобождали дерево от верхнего слоя коры и оставляли в таком состоянии на 4-5 лет. Столь длительный период был необходим для того, чтобы дерево могло хорошо пропитаться собственным соком (смолой).

Кризис заставил домостроителей придумывать новые технологии

Домостроительные технологии на месте не стоят. Сегодня по конструктивным особенностям стен частного загородного дома, а также использованным строителями облицовочным материалам можно определить, в каком году его построили. Чем отличаются коттеджи образца 2009 года от тех, что возводили три–пять лет назад? Предмет сегодняшнего обзора — деревянное и каркасное домостроение.

Статистика показывает, что в прошлой пятилетке, примерно до 2005 года, в особом фаворе у строительных компаний, предлагавших дома и дачи заводской сборки, было калиброванное бревно. В 2006–2007 годах оно уступило пальму первенства профилированному и клееному брусу. Сегмент каркасного домостроения в этот период только набирал обороты, однако небольшие строительные предприятия предпочитали дома не из заводских «сэндвич»-панелей, а сооружение каркасов непосредственно на стройплощадках, причем, в зависимости от квалификации подрядной организации и возможностей заказчика, в ход шли самые разные материалы: от «вяленой» доски с ближайшей базы стройматериалов до готовых элементов и конструкций, приобретенных на производствах.

В 2008–2009 годах многое изменилось. Стагнация потребительского спроса заставила производителей домов искать и предлагать будущим домовладельцам более рациональные конструкции стен, но не забывать при этом об архитектурной выразительности, качественном утеплении, экологии и прочностных характеристиках.

«Частники» и девелоперы

В докризисный период рынок деревянного и каркасного домостроения в Северо-Западном регионе был представлен десятком крупных игроков, которые с переменным успехом стремились увязать в своих производственных цепочках основные звенья производственного цикла — от лесозаготовки до собственных кредитно-финансовых структур. Большинство участников этого рынка имели собственные либо совместные с дружественными девелоперскими структурами проекты коттеджных поселков. Причем развитие вертикально интегрированных структур могло начинаться с любого звена цепочки. Например, предприятия, основанные в 1993–1998 годы, как правило, стартовали с небольших деревообрабатывающих и домостроительных производств, но, став значимыми производителями и поставщиками домов, так и не стали крупными девелоперами. Те, кто дебютировал с 2002 по 2006 год, одновременно с созданием производств, реализовывали собственные девелоперские проекты — коттеджные поселки. При этом деревообрабатывающие и домостроительные производственные линии приобретались по мере развития «земельных» проектов. Однако называть такие структуры полноценными девелоперско-строительными компаниями полного цикла некорректно — они зависимы от ситуации на рынке земли, а также от поставщиков леса.

Говоря о текущем состоянии рынка загородной недвижимости, нельзя не отметить основную тенденцию, отчетливо проявившуюся с осени 2008 года: представители практически всех строительных компаний с большими объемами застройки в коттеджных поселках стали публично заявлять о том, что в 2009 году сделают ставку на работу с частными владельцами участков. Таким образом, домостроители признали, что сегмент коттеджных поселков перестал рассматриваться ими как основной заказчик. Причина — резкое снижение спроса на коттеджные поселки с домами «под ключ», а также неспособность девелоперских структур вести строительство за счет собственных средств и кредитных ресурсов.

Бестселлер для среднего класса: пока нет, но скоро будет

Для потребителя это безусловный плюс: с ним теперь готовы работать индивидуально, подгоняя коттедж «по фигуре», как добротный дорогой костюм. Основой для индивидуального частного дома чаще всего становятся так называемые готовые проекты. На небольшом производстве «сэндвич»-панелей и домов из них вам для начала предложат приобрести «выкройку» — то есть готовый проект из каталогов, коих за последние годы создано немало, причем с «участием» как местных «проектов-бестселлеров», так и «переводных» (то есть адаптированных к нашим условиям проекты из Америки и Европы).

Между тем, для того чтобы уверенно работать на рынке загородной недвижимости, строители должны создать продукт, понятный и доступный широкой аудитории представителей среднего класса. Речь идет о проектах односемейных дачных или для постоянного проживания домов, которые продавались бы тысячами (западные «проекты-бестселлеры» имеют «тиражи» десятки и сотни тысяч). Россияне, привыкшие проводить выходные и каникулы в Финляндии, могут, что называется, невооруженным глазом отметить, какие именно проекты более всего популярны у финнов. У нас таких «народных» проектов односемейных домов пока нет, но, по всей видимости, в ближайшие годы появятся — к этому есть главная предпосылка: потребность.

Первичный рынок земли в коттеджных поселках вступил в такую фазу развития, когда подавляющее большинство ликвидных участков уже нашли покупателя. В течение 2009 года продавались лишь два типа объектов: полностью готовые дома (в ряде случаев не просто «под ключ», но даже с выполненными ландшафтными работами и постриженными газонами), и их полная противоположность — неосвоенные участки, имеющие подъездные дороги и основные коммуникации (электричество, газ, локальное водоснабжение и канализацию).

Но строительные организации еще только начали предлагать потребителю рациональный, выверенный и адаптированный к российским экономическим условиям и, что главное, понятный широкому потребителю продукт, являющий собой участок с коммуникациями и домокомплект. В условиях, когда число новых землевладельцев значительно превышает число новых домовладельцев, практика приобретения участка и застройки его типовыми домами на продажу сопряжена со значительными рисками для строительных компаний: велика вероятность «промахнуться» — попасть мимо потребительских предпочтений. Гораздо более интересной для строителей оказывается работа непосредственно с теми потенциальными домовладельцами, которые уже приобрели землю, с поселками, имеющими статус ДНП (где каждый владелец участка уже знает, что хочет), а также с частными лицами, желающими модернизировать свою загородную недвижимость (снести ветхий дом и построить новый).

От кирпича из дерева до клееного бревна

Что же нового на рынке частного домостроения к январю 2010 года? Отметим основные тенденции. Во-первых, ряд проектировщиков, специализирующихся на «каталожной» архитектуре, а также производители начали выводить на рынок рациональные проекты быстровозводимых домов «начального уровня», одноэтажных гостевых домов от 40 до 70 кв. м, которые предлагаются в качестве первого строения для приобретенных ранее участков. Такие произведения отечественного «домостроя» в наше непростое время имеют шансы на хороший спрос.

Во-вторых, в Ленинградской области появились несколько новых предприятий, предлагающих строительство так называемых «канадских» домов из «сэндвич»-панелей. Называть их поименно не будем: следите за рекламными объявлениями. Собственно говоря, сами по себе такие дома — не новшество, они широко известны с середины прошлого века, но все-таки технология меняется. В частности, два-три года назад для наружной облицовки каркаса использовали ориентированно-стружечные плиты (OSB), которые в зависимости от производителя существенно различались по качеству. Некоторые компании (например, вышедший на рынок в 2009 году ForwardHouse) предлагает обшивку домов из SIP-панелей стекломагнезитовыми листами (СМЛ). Этот влагостойкий и экологичный материал нового поколения имеет немало преимуществ перед традиционными ЦСП и гипсокартоном. Для частных застройщиков, обративших на него внимание, заметим, что качество СМЛ сильно разнится в зависимости от того, кто его произвел.

Набирают популярность комбинированные домостроительные технологии. Среди таковых отметим запатентованный в Европе «Экорекс» (производитель в Финляндии Rantasalmi Oy, имеющий представителей в РФ). Стена, сделанная по этой технологии, являет собой сэндвич из тонкого (70 мм) профилированного бруса, каркаса и внутренней обшивки (вагонки или гипсокартона). «Фишка» «Экорекса» в том, что несущая нагрузка распределяется между стеной из бруса и каркасом. Вторая особенность — использование в качестве утеплителя специально обработанной минеральными инсектицидами и антипиренами целлюлозы (то есть, попросту, макулатуры), доведенной до состояния почти что пищевой чистоты. Производитель утверждает, что по составу такая композиция близка к сердцевине древесного ствола, стало быть, дом, построенный по этой технологии, имеет гораздо больше оснований называться деревянным, нежели каркасный, утепленный, к примеру, пенополистиролом или минераловатными плитами.

Еще один новый стеновой материал, имеющий неплохой шанс на массовое распространение в обозримом будущем, — «деревянный кирпич» (патент ГК «Стинком»). Для его изготовления пиломатериалы высушивают до влажности 8–12%, строгают, шлифуют и на высокоточном оборудовании фрезеруют шипы, направляющие пазы и декоративные кромки. Габаритами «деревянный кирпич» отличается от керамического прототипа. В частности, его длина составляет 650 мм, что открывает широкие планировочные возможности. Эта технология — целиком и полностью отечественное ноу-хау: деревянные заготовки длиной 65 см легче отбраковывать, обрабатывать и монтировать, нежели длинномерный брус. Собственно, глядя на обрезки высококачественного бруса, скапливающиеся на домостроительных производствах, разработчики и «выпустили» идею превратить брус в подобие кирпича. Стало быть, изобретение сулит немалый экономический эффект.

Еще одна разработка последнего времени — клееное бревно, сочетающее преимущества клееного бруса и традиционность формы обычного круглого бревна. О ней почти одновременно заявили российские и финские производители. Однако этот материал едва ли рассчитан на массовый спрос.

Николай ШТАТСКИЙ

eremont.ru