- Главная страница
- Что строим?
- Плюсы и минусы срубов
- Как выбрать сруб
- О конопатке
- Выбираем крышу
- Цены
- Азбука строителя
Коммерческое предложение
Умели строить
Поверите вы или нет, а построение дома на Руси было настоящим действом. Готовились к нему заранее, дом строили, что называется «всей деревней».
Первым делом отправлялись в лес и присматривали подходящие деревья.
Основным строительным материалом тогда служила сосна, потому на её стволах и делали специальные зарубки; освобождали дерево от верхнего слоя коры и оставляли в таком состоянии на 4-5 лет. Столь длительный период был необходим для того, чтобы дерево могло хорошо пропитаться собственным соком (смолой).
Дерево возвращается
Немногие, наверное, знают, что столь распространенное сегодня слово «строить» вошло в наш обиход лишь в петровское время. До XIX века дома, терема и дворцы рубили. В очередной раз подтверждая цикличность истории, ручная работа и мастерство владения топором в XX столетии вновь становятся актуальными, востребованными и высоко ценимыми.
Сегодняшнего обывателя трудно удивить строительными технологиями, терминами или материалами. Вдоволь насытившись заграничными новинками, практикой быстрого строительства, пережив господство картонно-пластикового евростандарта и наконец сполна удовлетворившись эксклюзивной, невиданной доселе отделкой, мы вновь обратили свои взоры в сторону ручной работы. Сложно сказать, насколько многочисленны сегодня ряды поклонников народного искусства создания деревянных изделий. Однако популярность hand made, очевидная во всем мире, уверенно наступает и на российский менталитет. Родное отечество, долгие годы стойко недооценивавшее созданное стараниями умельцев, успевшее закостенеть в своем давнишнем реверансе импортному новоделу, вспомнило о национальных традициях. Деревянное зодчество, как одна из важнейших составляющих русской культуры, оказалось в этом ряду одним из первых.
Предки действительно знали толк и в деревянном строительстве, и в изготовлении художественных поделок из натурального дерева.
Древесина почиталась испокон веков, служила главным материалом и считалась истинным богатством, независимо от того, что создавал мастер — грубый сруб из бревна или изящный архитектурный элемент, завершающий облик постройки.
Знакомясь с памятниками народного деревянного зодчества, мы не перестаем восхищаться, с каким вниманием и скрупулезностью относились раньше ко всем деталям дома, вплоть до обрамления окон, коньков на крыше, завершения дымников или резных крылец. В старину срубленный дом был немыслим без «куриц» в нижней части крыши или «сорок» в верхней, без декорированного деревянной резьбой окна или дверного проема. Наступление эры фактурных штукатурок и винилового сайдинга надежно отучило нас и от индивидуальной отделки дома, и от придания оригинального вида самим постройкам. Дачные «ансамбли» за небольшим исключением стали походить друг на друга, как близнецы-братья, а объекты придомовой территории ограничились стандартным набором из хозяйственной пристройки, гаража и банного домика. Такие дополнительные удобства, как беседка или, скажем, художественно оформленный колодец, на сегодняшнем участке — большая редкость: облицованная стеклопакетами терраса и водопровод в доме с лихвой заменили собой стилизованные роскошества исконно дачной жизни.
Тем не менее идея создания в своем пригородном имении чего-то красивого, необычного, того, чего не встретишь на соседских сотках, по всей видимости, не перестает волновать умы отдельных приверженцев загородного образа жизни.
Творчество народных умельцев, создающих деревянные шедевры в исконно русской манере с помощью топора, оказалось довольно привлекательным и востребованным.
Во всяком случае, судя по реакции обладателей загородных домов, расположенных в выборгском направлении. Проезжая 30-й км шоссе, невозможно не обратить внимание на деревянные чудеса, что поселились на обочине.
Юрий Попельницкий, директор компании «Тайга»:
Мы занимаемся созданием подобных форм малой деревянной архитектуры уже больше восьми лет. Начиналось все с обычных банных срубов и уличных беседок. Постепенно ассортимент расширился. Сегодняшние заказчики проявляют интерес, скажем, к охотничьим домикам или теремкам, предназначенным для игр любимого чада. Поступают заказы и на изготовление эксклюзивных домов размером 10 х 12 м, в которых вполне можно обустроить жилое пространство для всей семьи. Используя старинную утварь, кованые детали, наши мастера создают такие декоративные элементы для участка, как, например, телеги или сани. Исключительно красиво смотрятся кадушки, которые можно задействовать как вазоны, а можно оставить так, в качестве художественного дополнения садового ландшафта наравне с изгородями, плетнями и мостками через ручей.
К разряду вещей более функциональных относятся, например, качели, срубленные из древесины и подвешенные на чугунных цепях. В последнее время можно говорить о моде на стилизованные колодцы-журавли или колодцы в виде мельниц, которые к тому же служат дополнительным местом для хранения садовой утвари. Часто приходится сталкиваться с заказами на изготовление садовых столов и скамей…
Что ж, вполне естественно: раскладными шезлонгами и столиками, расставленными вокруг импровизированного уличного очага, давно никого не удивить. Но рубленая садовая мебель на поверку куда удобнее и надежнее, при этом, несомненно, добавляет красот в пейзаж дачного участка, да и служит гораздо дольше.
Искусство создания подобной сказочной эстетики уходит корнями в глубокую древность. Как известно, «лес был многовековой обстановкой русской жизни». Наши далекие предки строили деревянные дома и языческие святилища, вырезали из дерева идолов и предметы повседневной утвари. Нынешние мастера принимают эстафету, сохраняют преемственность и возрождают давно забытое искусство, которое благодаря примитивистской манере удивительно мило сердцу, эмоционально насыщенно и притягательно. Не случайно мы, сегодняшние, познавшие множество ипостасей неизбежного прогресса, не перестаем так высоко ценить впечатления и ощущения от сделанного руками, а значит, согретого теплом человеческой души. И начинаем испытывать потребность в красоте и благородстве изделий подлинного ремесла. Тем более когда речь идет о дереве, дарящем энергию и создающем удивительный микроклимат.
Сегодняшние мастера исполняют практически любые причуды заказчиков, начиная от вполне капитальных построек на участке, требующих устройства фундамента, нестандартных проектов, вроде замаскированного в кроне деревьев дозорного домика, предназначенного для игры в индейцев, и заканчивая так называемыми малыми садовыми формами. Сказочные персонажи, притаившиеся в глубине сада, доставляют немало радости не только детворе. Давно перестав бояться Бабы-яги и Лесовика (или Лешего), нас не страшит встреча и с самим чертом рогатым, тем более если все они вырублены из дерева и наравне с добрыми гномами служат своего рода хранителями домашнего очага. Ведь резчики по дереву вкладывают в работу над сказочными персонажами свою душу, превращая обычную древесину в живые произведения искусства.
Ю. П.: Мастера работают топором — все как в старину. Это и местные умельцы, жители окрестных поселков, и городские, и приезжие из соседних областей — Псковской, Новгородской, и из Белоруссии. Авторский коллектив у нас практически постоянный: люди срабатываются, проникаются атмосферой творчества и притяжением самого материала. Есть такие, кто всю жизнь занимается плотничеством.
А есть и молодые ребята, в том числе художники, которые в деталях и подробностях вырисовывают на бумаге будущее произведение. А потом в материале доводят его до кондиции, то есть покрывают защитными средствами, разрисовывают, если надо. На нашем языке это называется «развеселить изделие».
Материалом для таких шедевров порой служат обычные тополя, которые не находят применения в городском хозяйстве. В мегаполисе их регулярно уничтожают, заботясь о четкости ландшафта и безопасности жителей, а вот здесь, совсем рядом с городской чертой, они превращаются в садовую скульптуру, различные мелкие поделки. Кстати, тополь мастера любят за то, что он сохнет гораздо медленнее, чем традиционная для Карельского перешейка сосна, к тому же в силу особенностей структуры его древесина не так сильно растрескивается и дольше сохраняется. Для вырезания скульптур также хороша липа, однако ее, как признается знаток и ценитель, в последнее время крайне мало. Удивительное дерево, обладающее положительной энергетикой, — осина. В силу мягкости и податливости ее древесина становится великолепным материалом для изготовления предметов мелкой пластики. А вот для домиков и беседок больше подходят сосна и ель. Их, как правило, привозят оттуда, где валится лес и разрабатываются дачные участки. К разряду эксклюзива в данном случае можно отнести ее величество лиственницу, которая эшелонами прибывает с Байкала. Однако в списке постоянных «подручных средств» ее нет — используется материал заказчика. Благодатное сырье — березовый спил: деревянные круги исключительно эффектно смотрятся в качестве облицовки стен для беседки. Востребована для подобной малой архитектуры и необрезная доска с ее живописным кривым краем. Из нее нередко и крышу для постройки делают. Иными словами, умельцы используют все, что предлагает природа. Ведь хороший мастер, выражаясь фигурально, из какой угодно палки создаст произведение искусства. И «палка» эта может быть от любого дерева — все дело в умении и знании.
По словам Юрия Попельницкого, заказчиками нередко становятся архитекторы, приезжают и известные артисты — словом, люди, как правило, творческие, мыслящие нестандартно и с размахом. Лучшая же реклама, как известно, сарафанное радио — впечатления об оригинальной экспозиции передаются из уст в уста. Она, впрочем, дает лишь общее представление о том, что и как можно сделать из обычной древесины. Коррективы же вносит сама жизнь, то есть заказчик нередко предлагает идею создания из дерева чего-то из ряда вон выходящего.
Как вписать деревянный шедевр в существующий на участке комплекс построек, учесть рельеф местности, стилизовать под общий характер загородного ансамбля — все это обсуждается непосредственно на месте, куда выезжают специалисты компании. Выполняется работа довольно быстро, скажем, за одну-две недели вполне можно срубить беседку средних размеров. После согласования и утверждения с заказчиком всех деталей и нюансов готовое изделие разбирается, доставляется на участок, где вновь собирается и подвергается окончательной обработке — защищается антисептиками, покрывается лаком и т. п.
Различные техники позволяют «состарить» древесину, выделить ее структуру, обозначить сучки; с помощью обжига, в том числе глубокого, — придать произведению высокую художественность.
В зависимости от типа и размеров изделия иногда требуется сооружение фундамента. Если в этом нет необходимости, исключительно живописно смотрится постройка, водруженная на корни дерева. Как когда-то в старину мастера практиковали для кровли, скажем, тес (тесаные доски) или лемех (небольшие дощечки, укладываемые наподобие черепицы), нынешние умельцы также отдают предпочтение природным материалам, используя деревянный гонт из лиственницы, дранку, камыш, солому. Одним словом, стараются придать деревянной постройке исконный внешний вид.
Изучение старинных технологий, в том числе по сохранившимся памятникам деревянного зодчества, овладение методами художественной рубки, погружение в материал — древесину с ее спецификой, естественной фактурой и текстурой — все это формирует стиль творчества современных мастеров. Деревянная архитектура безусловно, имеет право на существование в абсолютно любых проявлениях, тем более в столь художественно насыщенных, как малые архитектурные формы. Выразительность при этом достигается использованием сложных бионических или исключительно простых геометрических форм, которые, в свою очередь, обуславливают гармонию с окружающей природой.
Яна РОССО
eremont.ru