Стройком
бани дома коттеджи
8(495)969-02-98

Коммерческое предложение

Умели строить

Поверите вы или нет, а построение дома на Руси было настоящим действом. Готовились к нему заранее, дом строили, что называется «всей деревней».
Первым делом отправлялись в лес и присматривали подходящие деревья.

Основным строительным материалом тогда служила сосна, потому на её стволах и делали специальные зарубки; освобождали дерево от верхнего слоя коры и оставляли в таком состоянии на 4-5 лет. Столь длительный период был необходим для того, чтобы дерево могло хорошо пропитаться собственным соком (смолой).

Возрожденная аура деревянного дома

Будучи от рождения деревенским жителем, не избалованным чудесами городской цивилизации, всегда спокойно относился к рубленым избам нашего глухого селеньица, затерявшегося меж вековых кедрачей в глухой сибирской тайге. В том смысле, что не вызывали у меня никакого любопытства, а тем более священного трепета эти немудреные строения, которые поднимали всем миром, лишь иногда приглашая лихую плотницкую бригаду из города Ишим.

Ну стоят избы… Кровля тесовая, наличники резные. А то, что крыша без единого гвоздя сделана и притом ни капли дождя не пропускает, так этим кого в наших таежных краях можно было удивить? Это воспринималось как само собой разумеющееся. Гвозди-то денег стоили (и по нашим деревенским меркам – немалых), к тому же имели свойство быстро ржаветь. Без них как-то лучше получалось. Первое потрясение от русского деревянного зодчества ваш покорный слуга испытал где-то в начале 80-х годов прошлого века. Дело было уже на российском Северо-Западе, в древнем Новгороде, где посчастливилось участвовать в археологических раскопках под руководством самого академика Валентина Лаврентьевича Янина. Он стал первым человеком, который раскрыл мне глаза на то, что русский деревянный дом – это много больше, чем просто дом. Это, если хотите, настоящий шедевр, выпестованный умелыми плотницкими руками на основе (позволю себе цитату из Янина) векового опыта предков.

Новгородские хоромы и сибирскому крестьянину впору

Что же случилось в Новгороде? Чтобы до культурного слоя добраться, приходилось метра на три-четыре в землю закапываться. Зарывшись в грунт, словно кроты в нору, наткнулись мы на остатки сруба. Весь черный (там грунтовые воды просачивались), но бревно – как каменное. Когда Янин отлучился, я (в нарушение неписаных законов археологии) несколько раз саданул со всей силы по срубу остро заточенным топором – он отскакивал, как резиновый! А сруб-то точно такой же, как у нас в деревне: бревна-венцы собраны горизонтально, по углам связаны врубками с небольшими выпусками (такой способ «в обло» называется). Копаем дальше. И натыкаемся на короткую иссиня-черную доску. Тщательно расчищаем ее совками и щеткой, достаем на свет божий из ямы… Наличник! Точнее, часть наличника. А на ней вырезано широкое круглое солнышко – почти такое же, какое украшало наличники наших деревенских изб. Только с той разницей, что древний наличник был сработан в те славные времена, когда звонил новгородский вечевой колокол, а у нас – за тридевять земель от Новгорода – нечто подобное вырезали, аккурат когда Никита Сергеевич задумал всю Сибирь кукурузой засеять. Как тут не удивиться?!

Именно с той поры деревянный дом предстал мне совершенно в новом свете. С одной стороны, это удобное, комфортное, надежное жилище, роднящее человека с природой, с другой – это нечто неповторимо-индивидуальное. «Посмотрите на самые бедные крестьянские избы: вы не найдете двух одинаковых! А купеческие дома? А культовые сооружения из дерева – храмы и часовни? В каждой из них своя изюминка, в каждой чувствуется рука мастера!» – вразумлял нас во время коротких перекуров академик Янин и сетовал, что под напором безликого строительного шаблона уходят вековые традиции. Мнение ученого расходилось с генеральной линией правящей партии, но таков уж был Валентин Лаврентьевич – резал правду-матку.

Дерево на Руси считалось символом красоты, величия и жизненных сил. Первые примитивные деревянные постройки появились на Северо-Западе России еще в верхнем палеолите – за 7–6 тысяч лет до нашей эры. В дальнейшем, по мере совершенствования орудий труда и развития мифологических воззрений, дерево стало не только основным строительным материалом, но и приобрело множество религиозно-культовых значений – к нему стали относиться как к живому существу, дающему тепло, кров и богатство.

Едешь по центральной полосе России, смотришь на череду ширпотребовских домов, сработанных по единому госплановскому шаблону, на Урале – все то же самое… Изредка где-нибудь в глубинке попадется дом-игрушка, напоминающий о тех временах, когда в строительство деревянного дома вкладывали не только талант, но и душу – и снова, как солдаты в шеренге, стоят типовые, безликие, скучные строения, жить в которых, конечно, можно, но… Не то, все не то!
Курица, которая не несет яйца

Истинное наслаждение от деревянного зодчества в те годы я получил разве что в музее под открытым небом в Костромской области, неподалеку от Ипатьевского монастыря. Вот где искусство домостроения представлено во всей красе!

Простая изба бедного крестьянина – сруб из мелких бревен, крытый соломой. Сбоку пристроен небольшой скотный двор, фасад оживлен тремя оконцами. А вот пример того, как рубили избы-двойни на севере центральной полосы: стоят два разных по величине сруба, перекрытых двускатной кровлей. Большой сруб служил собственно жилой избой, меньшее помещение предназначалось для отдыха в летнее время. Скотный двор избы-двойни сделан в два яруса и соединен с основными помещениями «мостом». Усадьбу окружает внушительный бревенчатый забор с калиткой и въездными воротами, массивность которых не позволяет усомниться в том, что за ними жил основательный хозяин, «домовитый», как говорили на Руси.

Фантастически талантливы были русские плотники! Сейчас над проектом деревянного дома, если человек хочет жить в действительно хорошем доме, работают архитектор, дизайнер, строители, ландшафтный дизайнер, наконец. Они не просто создают и реализуют проект, они изначально «вписывают» дом в окружающее пространство, чтобы он слился с природой, стал ее частью. И это абсолютно правильно, из этого и исходили предки, когда ставили дома. Что касается плотницкой бригады, мужики тоже вначале «щупали глазом землю», смотрели: как будет лучше? И получалось нечто! Стоит, скажем, деревня на высоком берегу реки. Как это можно обыграть в деревянном домостроении? Сложить стандартную избу? Нет! Дом ставили задней стеной к реке и пристраивали к этой стене балкончик и небольшую, как бы мы сейчас сказали, галерею: во-первых, для приятного времяпрепровождения, во-вторых, для красоты. А на чердаке, образованном двускатной крышей, устраивали дополнительные помещения – светелки. Есть в музее под Костромой и такая изба…

Или вот еще – солидный дом зажиточного, «крепкого» крестьянина из числа тех, кого потом советская власть назвала кулаками и выкорчевала напрочь. Дом стоит на высоком под-клете, крыльцо висячее, на консолях из толстых бревен. Фасад украшен традиционными тремя оконцами, с противоположной от крыльца стороны к дому пристроен (точнее, прирублен) двухэтажный двор.

Дальнейшая эволюция деревянного домостроения привела к появлению пятистенок и шестистенок, в которых расширились жилые (горницы и светелки) и вспомогательные (боковушки, кладовки) помещения, увеличились дворы…

В старину деревянным строительством занимались специальные артели плотников, которыми руководили опытные, талантливые мастера, чьи имена зачастую вырезались на возведенных строениях. Главный плотницкий инструмент – топор – превращался в руках этих умельцев в резец скульптора.

До посещения музея близ Ипатьевского монастыря я тысячу раз видел безгвоздевую крышу, но только здесь разглядел, насколько уникально это сооружение. Крыша делалась в слегах, врубленных в бревенчатые фронтоны. В слеги врубались крючкообразные жерди, называемые «курицами», нижние концы которых обрабатывались в виде своеобразных фигур. На их загнутые концы укладывались специальные брусья прямоугольного или желобообразного сечения, называемые в первом случае потоками, во втором – водотечниками, ставшими прообразами нынешней системы водоотведения. Края потоков и водотечников украшались резьбой. В пазы заводились нижние концы кровельных досок, которые на коньке закреплялись мощным корытообразным бревном, именовавшимся «охлупень» или «шелом». Его конец, выходящий на фасад, также украшали резной фигурой – либо какой-нибудь геометрической, либо в виде головы птицы или животного. Торцы слег, выходящих на фасад, также украшались причелинами. Кровельным покрытием служили тесницы. В старину, глядя на такую крышу, не только защищавшую, но и красившую дом, говорили: «Зело красиво и перед людьми не срамно». Сейчас бы сказали: «Комфортно, эргономично, эстетично».

Об «инкубаторских» домах и возрожденных традициях

Однако при всем своем разнообразии русские деревянные дома можно условно подразделить на несколько типов: дома с двускатной связью, перекрытые единой двускатной или – реже – двумя разделенными крышами (по-народному – «кошель»), дома с однорядной связью, где жилье, сени и двор одной ширины, примыкая друг к другу, образовывали сильно вытянутый прямоугольник (он назывался «брус»), дома с усложненной конфигурацией объема, в которых жилая и дворовая части образуют Г- или Т-образную форму и перекрыты разноскатными крышами. А вот индивидуальные черты каждому дому, будь то крестьянская изба или богатые хоромы, придавали декоративные элементы.

Приемы художественной обработки дерева передавались из поколения в поколение, постоянно совершенствовались, усложнялись. Каждый уважающий себя плотник считал за правило работать над своим стилем декоративного украшения дома, не считаясь ни с силами, ни со временем. И это тоже куда-то ушло, растворилось в планах партии и народа по унифицированному строительству на селе и в деревне… До смешного доходило! На моей памяти в Усть-Ишимский районный центр для строительства «образцово-показательной» улицы завезли оптом наличники, обработанные на станках мебельной фабрики по одному лекалу. Так эти наличники с одинаковым простеньким орнаментом прилепили на всей улице. Дома потом «инкубаторскими» называть стали – так они сделались похожи друг на друга.

Но тысячу раз прав был академик Янин, когда, нежно поглаживая бесценный, с его точки зрения, кусок древнего наличника, говорил, что пройдет время, и люди вернутся к истокам. Постигнут тайну дерева и поймут, чем сей благородный живой материал так пленил предков.

Индивидуальные черты деревянным домам придавали декоративные элементы, в части создания которых плотники уподоблялись скульпторам и живописцам. Резные украшения располагались в строго отведенных для них местах на фасаде и подразделялись на конструктивно-декоративные (кронштейны, потоки, шеломы, бруски-связи), декоративные (причелины, полотенца, наличники окон, балконы) и функционально-декоративные (крыльца, ворота, галереи).

В последние годы, вернувшись на Северо-Запад, с радостью наблюдаю, как сбывается пророчество знаменитого ученого. Проезжаешь через то же самое Парголово, скользя взглядом по рядам обезличенных цветной тесовой обшивкой домов, и вдруг… Мелькнет на каком-нибудь фасаде резная доска на торце ската кровли – та самая до боли знакомая причелина. То ли хозяин, перестраивая доставшийся по наследству рубленый дом, просто пожалел, не выбросил уже не нужную для шиферной крыши доску, то ли оставил ее в память о предках – не суть важно. Важно то, что дом сохранил индивидуальность, которую, помимо древней причелины, подчеркивают искусственно состаренные наличники и вычурная вязь на воротах…

И в загородном домостроении Всеволожского, Выборгского, Царскосельского районов то же самое. Да, встречается стандарт – рубленые «инкубаторские» дома, которые совершенно теряются на фоне каменных строений, растворяются в общей застройке. Увы, наверное, мы не скоро окончательно расстанемся со стремлением строить быстро, недорого, «под одну гребенку». Но последнее время довольно часто (это не может не радовать) попадаются не дома, а игрушки, которые тут же воскрешают в памяти шедевры деревянного зодчества из музея, что возле Ипатьевского монастыря.

Отлично «вписанные» в ландшафт, они порождают чувства радости и восторга: умеют, умеют еще строить на Руси! И пусть при создании кровли явно использованы современные технологии, да и бревна обработаны на станках с компьютерным управлением – это не важно. Время не остановишь, нельзя же зацикливаться на долоте, стамеске и рубанке! Главное – что это новое органично уживается с традициями минувших веков, подчеркивая и даже совершенствуя достоинства деревянного зодчества, отнюдь не разрушая саму «корневую» идею жить в удобном, теплом, комфортном и красивом доме. В таких домах – и скрытая в бревнах проводка с противопожарной изоляцией, чего не ведали кудесники-плотники, и водопровод, и автономная канализация, и «умное» отопление.

Но бежит по фасаду затейливая вязь резьбы, выведенная умелой рукой художника, к месту и по делу установлены узорные кованые козырьки и решетки, скамьи и светильники, над которыми потрудился возле жаркой наковальни кузнец. Да и архитектор, судя по всему, не пропускал в свое время лекции по истории русского деревянного зодчества – вложил в проект душу и сердце!

И вот он, деревянный дом-мечта, глядя на такой, новгородский боярин, важно оглаживая бороду, изрек бы: «Зело красиво и перед людьми не срамно».

eremont.ru